Основная причина для контроля или блокировки света — удерживать его, а с ним и внимание зрителя, там, где нам нужно и, соответственно, избегать его появления там, где не нужно.

Вместо перекрашивания стен или использования большой локации можно предотвратить попадание света на дальний план с помощью флагов, поместив предмет между фоном и источником света.

Как контролировать свет

Прежде всего, вам понадобится флаг — достаточно большой, чтобы блокировать свет и вместе с тем достаточно маленький, чтобы он не попал в камеру. Часто для этого берут так называемый «тесак». Это черный отражатель 4 на 1 или же negative fill, который можно превратить в флаг 2 на 4. Свет будет падать на ваш объект, а флаг — закрывать фон от света. Чем меньше источник света, который вы формируете, и чем больше он смещен, тем легче будет это сделать.

Если источник света находится прямо над или непосредственно на камере, вы никак не сможете предотвратить попадание света на фон, не блокируя при этом свет на самом объекте съемки. Если ваш источник света смещен на тридцать градусов от камеры и находится на тридцать градусов выше нее, вы сможете подвинуть флаг так, чтобы он блокировала свет, падающий на фон, а не на ваш объект.

Лампы Френеля / Фото: ARRI

Проще всего заблокировать падающий на фон свет с помощью лампы Френеля — часто в ее конструкции предусмотрены заслонки. Если вы начнете прикрывать заслонкой источник света, то увидите, что сначала блокируется свет на фоне, а уже потом — на самом объекте. Если прикрыть еще больше, то свет перестанет попадать на плечи объекта, а затем и на лицо.

С помощью этих заслонок можно создать эффект «нуарного кино». Если практически полностью прикрыть ими лампу, останется лишь узкая полоска света. Чем ближе флаг находится к вашему объекту, тем сложнее будет блокировать свет — и это может быть как хорошо, как и плохо.

В знаменитой заставке к фильму «Скайфолл» силуэт Джеймса Бонда идет по коридору и входит в полосу света. Роджер Дикинс прикрыл флагом источник света, который находился достаточно далеко, но сам флаг, возможно, находился не далее чем в четырех футах от актера, поэтому край от него не резкий, а мягкий и более естественный.

Кадр из фильма «007: Координаты „Скайфолл“» (2012) / Фото: Sony Pictures